Кодекс Хаммурапи: как управлять рисками в современном мире

Принципы управления рисками и качеством были заложены еще 4000 лет назад. Первым их четко сформулировал Хаммурапи, правивший в Вавилоне (Древняя Месопотамия). При его правлении был создан свод законов, называемый Кодексом Хаммурапи.

Клинописные надписи, названные Кодексом Хаммурапи, обнаружены в 1901 году. Кодекс Хаммурапи включает 282 последовательно изложенных закона. В их числе и самые ранние из известных в мире законов о строительстве. Правила сформулированы таким образом, что регулируют отношения жильца и строителя, предвосхищая все возможные возражения и обеспечивая главное – безопасность домов.

Формулируя принципы ответственности за качество, царь делает акцент на наказаниях: «229. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти».

Этому принципу может быть дана характеристика «око за око»:

  • за смерть сына владельца – смерть сына строителя;
  • если из-за обвала дома умрет раб домовладельца, то человек, строивший его, должен заменить раба своим;
  • если будет уничтожено имущество, то строитель должен возместить ущерб в полном размере.

В любом случае провинившийся был обязан восстановить здание за свой счет. 


Диктатор или провидец?

Взойдя на трон молодым, искусный политик и полководец Хаммурапи правил Вавилоном 43 года. Это была эпоха развития и порядка. 

Возобновив войны с соседями и грамотно побеждая в них, он до предела расширил границы Вавилонского королевства. Был ли Хаммурапи диктатором? Да, но властью не злоупотреблял. Интересно, что у рабов Вавилона эпохи царя Хаммурапи был свод прав: они могли копить приданое, иметь мужа или жену любого социального и финансового статуса, начать свое дело и приобрести свободу. Что немаловажно, закон защищал их от жестокого обращения.

Почему такое внимание к той эпохе и своду законов, составленному «прорывным» вавилонским царем? Разве можем мы, современные люди, подчинившие себе небо, землю и моря, научиться чему-то  у тех, кого считаем фермерами-варварами? Можем, ведь первые юридические кодексы, формулирующие правила последствий и наказаний за допущенные ошибки и безответственность, являются предтечами законов, на которые опирается современное человечество. 

Сегодня мы постоянно спотыкаемся о многочисленные краеугольные камни несовершенства законодательной системы. И при этом не можем не отдавать должное предельной простоте Кодекса Хаммурапи, который является образцом практической справедливости, правда, жестокой и без высоких принципов.

Способность каждого человека, вне зависимости от уровня образования, понимать законы своей страны – один из главных факторов, приводящих к эффективной правовой системе.


Инстинкт самосохранения в управлении рисками

Взаимность, подотчетность и стимулы – вот три кита, на которых базируется Кодекс Хаммурапи.

Сегодня мы не обладаем данными, стали ли в Византии  меньше рушиться дома после того, как был внедрен кодекс. Мы можем лишь гадать, сколько исполнителей казнили, потому что они не соблюдали строительные нормы. Были ли убиты по принципу «око за око» сыновья строителей… Но мы точно знаем: желание избежать смерти является во все времена самым мощным стимулом для живых существ. Это инстинкт самосохранения, заложенный на уровне подсознания. 

Что же сегодня? Самое худшее наказание, с которым могут столкнуться современные строители, – это штраф. Высокий, разоряющий, но всего лишь штраф. Кратко рассмотрим примеры:

  • Последствия урагана Катрина потрясли мир. Люди погибли, в том числе и потому, что система защиты от ураганов была продумана отвратительно, а последующий анализ случившейся беды обнаружил пробелы и провалы в обслуживании насосов и дамб. Наводнения унесли жизни 1600 человек. Был ли кто-то наказан? Нет.
  • Гренфелл-Тауэр в Лондоне. По одной из версий, пожар случился из-за неисправного холодильника. Причем тут халатность строителей, которые возвели 24-этажное здание? Экспертные источники свидетельствуют, что возгорание распространилось широко, поскольку при строительстве использовались некачественные материалы, не прошедшие тесты пожарной безопасности. В пламени сгорели заживо 80 человек. Жертв, как и в случае с ураганом Катрина, могло быть намного меньше. Сэкономили.

Задумайтесь, что было бы в данной ситуации со строителями Древней Месопотамии? И пошли бы они на преступление: использовали бы дешевые и некачественные материалы или непродуманный проект, зная, что ошибка будет стоить им жизни?  

А что бы вы выбрали на месте строителей? Каждый раз при возведении дома вы будете осознавать риск обрушения в случае ошибки и, как следствие, оценивать значение вашего неверного выбора.

Единственный выход, чтобы спать спокойно, – это предусмотреть такой запас прочности, который можно считать максимально возможным. То есть составить подробное описание потенциальных рисков, исключив экономию на всех этапах. Только в этом случае вы будете убеждены, что ваш дом незыблем.

Вы никогда не будете строить для себя здание, которое способно выдержать силу ветра 60 миль в час, зная, что завтра ветер поднимется до отметки в 59 миль. Разница в одну единицу не является гарантом безопасности. Запас прочности – фундамент всей последующей работы. Именно это прописано у Хаммурапи. 


Риски и пределы безопасности в финансовой сфере

Современные финансовые системы построены таким образом, что вместо стимулирования человечества расширять пределы безопасности, они вызывают обратный процесс.

Американский экономист Нассим Талеб в одной из своих статей, посвященной способам предупреждения вероятного банкротства, отсылает к Хаммурапи. Он предлагает перестать стимулировать бонусами за рискованное поведение тех людей, которые не будут платить по счетам в случае, если что-то пойдет не так. 

Бонусы, по версии Талеба, – это ассиметричные стимулы, которые:

  • поощряют риски;
  • не наказывают за вызываемые ошибки.

Именно они и вызывают скрытые риски и приводят к катастрофам в финансовой сфере.

Бонусы формируют систему, при которой банкиры игнорируют труднопрогнозируемые события, впоследствии приводящие к финансовому краху.

Яркий пример – финансовый кризис, случившийся в 2008 году. Банки обязаны не игнорировать возможность кризиса, а стремиться минимизировать причиненный вред.

Бонусы, которые сегодня существуют в определенных правовых отраслях, смело можно сравнить с нелегальной прибылью, которую получают строители при скрытой экономии на этапах проектирования или закупки материалов. Получается, что существующая система вознаграждает тех, кто рискует интересами клиентов и даже вредит им. 

Чтобы система не буксовала, а работала, стимулы должны быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. И это противостояние должно быть равнозначным. Только в этом случае создается общая система правления, которая заботится сама о себе. И Хаммурапи это понимал. 

Вот почему Талеб называет двести двадцать девятый Закон Кодекса Хаммурапи лучшим правилом управления риском, которое могли придумать. Человек не будет рисковать безопасностью других только в том случае, если при этом пострадает и он сам. 

Когда мы действительно в чем-то заинтересованы, когда у нас есть стимул, мы действуем иначе – не спешим и подключаем глубокое мышление, применяем инверсию, занимаемся поиском опровержений и доказательств. 

Законы Древнего мира заставляли людей ясно осознавать и применять силу стимулов. С тех пор прошло 4000 лет. Изменился мир, но сохранились человеческие недостатки. Мы забыли об этом. Может, зря?

Понравилась статья? Появились вопросы? Напишите нам!

Вам может быть интересно

  • сертификат ISO 9001
  • ISO 9001
2020-07-08T10:25:20+03:008 июля, 2020|
Go to Top

Подпишитесь на наш Telegram канал
@VSE_ob_ISO